Персидская литература

Персидской литературой называется литература, существующая с 9 в. н.э. до наших дней, написанная на персидском языке. В широком смысле, однако, иногда говорят о персидской литературе, имея в виду совокупность трех последовательно сменявшихся на территории Персии различных литератур на трех различных языках – авестийском, языке пехлеви и персидском.

Возникновение персидской литературы относят к 9 в., причем по сведениям легендарного характера первым поэтом называют Аббаса из Мервы, приветствовавшего стихами халифа Мамуна при его победном вступлении в город Мерва в 809 г.

Более достоверные цитаты и отрывки из ранних персидских поэтов сохранились только от второй половины 9 в., а 10 в. уже признается эпохой блестящего расцвета литературы в лирических и эпических жанрах. Почти ничего не известно о развитии персидского языка за эти 200 лет. В это время Персия была завоевана арабами, арабский язык был официальным и обогатил персидский язык.

Появление персидской литературы связано с появлением в восточных областях тогдашней Персии (Мерва, Бухара, Афганистан) самостоятельных государственных образований, боровшихся против центральной власти халифата с центром в Багдаде. Они добились того, что подати стали оставаться в местной казне, а не направлялись в Багдад. Накопление богатств в городах привело к формированию людей, которые стали нуждаться в утонченных продуктах культуры и могли являться потребителями произведений искусства, в том числе и поэзии.

Поэзия сразу сделалась ведущей формой персидской литературы и оставалась ей вплоть до нового времени. Это отчасти объясняется тем, что языком прозы, особенно научной и деловой, оставался арабский. Персидская же проза не могла состязаться с арабской и существовала только в жанре кратких рассказов в значительном смешении со стихотворными вставками. Прозаический язык отличался ритмическим делением фразы, обилием рифм, что привело к манерности стиля, вычурности и сложности в его понимании. Наоборот, стихотворный язык поэзии почти у всех значительных поэтов достигает величайшего формального совершенства. Величайшие поэты – Фердоуси, Хайям, Руми, Саади, Хафиз, Джами и др.

Персидские поэты должны были подчиняться строгим формальным требованиям. Оды – касиды, более длинные, и газели, более короткие и обычно с любовной тематикой, — писались двустишиями на одну рифму, выдержанную во всем стихотворении, причем в первом двустишии рифмовали оба стиха, а в дальнейших лишь вторые стихи каждого двустишия (аа ba ca da). Иную форму представляли собой эпические поэмы (месневи); здесь рифмовались попарно стихи в каждом полустишии (aa bb cc dd). Другие строфические формы в персидской поэзии менее развиты. Самой распространенной из них является четверостишие, или робайя, представляющая собой два двустишия, рифмующиеся так, как рифмуются два начинающих газель двустишия (aa ba).

Многие поэты великолепно использовали прием чередования в одном и том же сихотворении арабских и персидских стихов или полустиший, что при резко различной фонетической окраске этих языков производит особенно сильное впечатление взаимного контраста отдельных частей стихотворения.

Персидская поэзия была поэзией придворной знати. Касида – хвалебная ода государю или вельможе. Прекрасные образы, идеальная форма прикрывают в ней очень часто грубую лесть. Начиная иногда с описания картин природы, переходя к изложению своих чувств, поэт идет к последней цели: это посвятить воспеваемому лицу, похвалить его щедрость и ждать затем награды.

В коротких газелях поэты чувствовали себя более свободными.

Фердоуси (935-1025) – создатель монументального эпоса «Шах-намэ», рассказывающего в поэтической форме всю историю Персии с древнейших времен до арабского завоевания. Древнейшая часть занимает главное место. Идеалы поэмы – личная храбрость, воинская доблесть, рыцарское благородство, великодушие к побежденным.

В 12 в. появляется суфийская поэзия.

В 12-13 вв. появляются первые биографические сборники с краткими сведениями и рассказами анекдотического и исторического характера о жизни государственных деятелей, ученых и поэтов.

Покорение Персии монголами (взятие Багдада в 1258 г.) положило определенную грань в истории персидской литературы. В эту эпоху жил Саади (1184 – 1292), имя которого из всех персидских поэтов пользуется наибольшей известностью. Хафиз (ум.1389), Джами (1414-1492) – последний из лучших поэтов Персии.

После смерти Джами наступила эпоха военных походов Тимура, и поэтическое творчество следующего 16 столетия свелось к перепевам тем иприемов, прославленных корифеями эпохи расцвета.