Арабская литература

Период первый – «Джахилийский» ( «незнание» – доисламский) до начала 7 в. Предания северных арабов говорят о доисламском прошлом Мекки, вассальных арабских царств, об эпических войнах бедуинских племен. Основной мотив в них – кровная месть. Предания передавали сказители прозой со вставными лирическими стихотворениями. Поэт, часто профессиональный, имеющий учеников, заучивающих его стихи, пользовался огромным влиянием. Он заменяет шаманов, его сатиры или хвалы приносят горе или удачу. Он оплакивает умершего, выступает в качестве дипломата. Корни арабской поэзии лежат в рифмованной прозе (садж) заклинаний и заплачек древних жрецов и в рабочей песне. Первые доставили рифму, вторые ввели ритм. Древнейшие жанры – вызов на бой, фахр – похвальба, хиджа – сатира, мадх – хвала, марса – заплачка, насиб – любовная песня, саар – песня мести и т.п.  Потом такие отрывки стали соединяться в большую единицу – касыду, лирическую поэму. Отделы касыды не связаны переходами, отрывочны. Первые записи датируются 8 в. важнейшие сборники: «Муаллаки» — 7 касыд семи поэтов, «Асмаийят», «Джамхарат ашар». Кроме того огромная «Китаб-аль-Агани» (Книга песен, 10 в.), автор Абуль Фараджа Исфаганский.

Второй период (начало 7 – середина 8 в.) – переходный. Начало его – появление ислама, конец – воцарение Аббасидов. Период смены племенного начала государственным и завоевания арабов. Важнейшее произведение эпохи – Коран, собрание откровений в рифмованной прозе. С исламом появилась и религиозная лирика. Создавались «хадисы» — предания о делах и словах пророка. В поэзии появляются новые мотивы (вражда города и бедуинов, любовно-сентиментальные мотивы и легенды). Процветает сатира и хвалебная ода. В городах «золотая молодежь» культивирует поэзию любви (появляется новый жанр – газель) и прожигание жизни. Талантливейший поэт эпохи – представитель новой городской поэзии Омар –ибн-Аби-Рабиа.

Третий период (середина 8 – конец 9 вв.) – эпоха торгового капитала и абсолютизма. Культурный центр – город и двор, язык литературы – арабский, но большинство деятелей – сирийцы и персы. В общем культура имеет светский характер. Сирийцы-переводчики знакомят с греческой философией, математикой, медициной. Персы переводят свою старую литературу, часто индийского происхождения: Ибн-аль-Мукаффа (?-754) – «Книгу царей», прозаический источник «Шах-Намэ», а также знаменитый сборник индийских притч; другие «Синдибадову книгу», отдельные легенды-романы, «Хезар-Эфсанэ» — Тысячу сказок, основу будущей «1001 ночи» и т.д. в ходу любовная, застольная песня, описание сада, цветника. Появляются новые метры, старые модифицируются. Меняются сравнения и метафоры, получая отвлеченный и украшающий характер. Изобретаются фигуры. Характерны гиперболически-хвалебные оды, изящно-сентиментальные или безобразно-порнографические газели, протестующе –пьяный гедонизм (т.к. ислам запрещает вино) и грустная рефлексия, отречение от жизни. Представители: Муты-ибн-Айяс, Башшар-ибн-Бурд, Абу-Нувас, халиф Ибн –аль-Мутазз.

Четвертый период (конец 9-середина 11 в.) – феодальный. Крах халифата. Период заканчивается нашествием турков-сельджуков. Литературные центры – феодальные дворы и независимые интеллигентские кружки. Развивается рифмованная проза; в ней и в стихах внутренние рифмы, звуковые повторы. Усложняются метры, рифмы, в ходу самые сложные фигуры, дикие гиперболы, графически фокусы, в моде игра слов, ученые сравнения. Самый блестящий поэт эпохи – панегирист Мутанабби (ум.965), гениальнейший арабский поэт – Абу-ль-Аля Мааррийский (ум.1058). это эпоха энциклопедий и антологий. Почти все поэтическое наследие собрано в «Китаб-аль-Агани», современное – в «Ятиме».

Пятый период (середина 11 – конец 13 вв.) – эпоха нашествий и разорений  (нашествия турок –сельджуков, затем монголов и крестоносцев). Всюду настроение безнадежности и ухода в себя. В поэзии – стиль декаданса. Потом на первый план выступают символисты-суфии (Омар-ибн-аль-Фарыд, Ибн-Араби). Суфизм развивается в кругах суфиев, людей, объединившихся под флагом пантеистических религиозных учений. Суфизм – не только арабское явление, были суфисты и среди персидских поэтов. Пассивное недовольство существующими порядками облекалось в суфийской поэзии в формы пантеистического утверждения своего «я» при подчеркнутом пессимистическом безразличии к реальности. Эти пессимистические настроения неизменно воплощались в эротических и вакхических образах. Поэты силой своего таланта как бы переносят себя в обстановку величайшего счастья, в рай. Этот прием должен зародить у читателя убеждение, что достижение этого счастья возможно при созерцании.

Шестой период (14-начало 19 вв.) – время упадка. Захват арабских стран турками-османами. Пишут много и вычурно. Продолжают возникать народные повести и анекдоты – материал для наставительных или развлекающих литературных сборников. Распространен аскетический суфизм.