Сентиментализм

Направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму (направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания), выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.

«Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития. Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение.

Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Место гиперболизированных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Герой сентименталистской литературы – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия. Отрицание навязанных цивилизацией сословных и иных различий составляет демократический (эгалитаристский) пафос сентиментализма.

Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и противоречивость. Они отказались от абсолютизации какой-либо одной черты характера и однозначности моральной трактовки персонажа, свойственных классицизму: сентименталистский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются односложной оценке. Поскольку в человеке от природы заложено доброе начало и зло есть плод цивилизации, никто не может стать законченным злодеем – у него всегда есть шанс вернуться к своему естеству. Сохраняя надежду на самосовершенствование человека, они оставались, при всем их пессимистическом отношении к прогрессу, в русле просветительской мысли. Отсюда дидактизм и порой ярко выраженная тенденциозность их произведений.

Культ чувства обусловил высокую степень субъективизма. Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, – элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и пр., где рассказ ведется от первого лица. Сентименталисты отвергали принцип «объективного» дискурса, предполагающий отстранение автора от предмета изображения: авторская рефлексия по поводу описываемого становится у них важнейшим элементом повествования. Структура сочинения во многом определяется волей писателя: он не столь строго следует установленным литературным канонам, сковывающим воображение, достаточно произвольно строит композицию, щедр на лирические отступления.

Родившись на британских берегах в 1710-х, сентиментализм стал во вт. пол. 18 в. общеевропейским явлением. Наиболее ярко проявился в английской, французской, немецкой и русской литературах.

Сентиментализм в Англии

Раньше всего сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. 18 в. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу. Тем не менее он не отходит полностью от классицистической традиции: использует жанр элегии, узаконенный теоретиком классицизма Никола Буало в его Поэтическом искусстве (1674), правда, заменяет рифмованные двустишия белым стихом, свойственным шекспировской эпохе.

Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга, основателя «кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.Юнга – шотландского пастора Роберта Блэра (1699–1746), автора мрачно-дидактической поэмы Могила (1743), и Томаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище (1749), – пронизана идеей равенства всех перед смертью.

С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. Зачинателем его стал Сэмюэл Ричардсон, который, порвав с авантюрно-плутовской и приключенческой традицией, обратился к изображению мира человеческих чувств, что потребовало создания новой формы – романа в письмах. В 1750-х сентиментализм стал главным направлением английской просветительской литературы. Творчество Лоуренса Стерна, которого многие исследователи считают «отцом сентиментализма», знаменует окончательный отход от классицизма. (Сатирический роман Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (1760–1767) и роман Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика (1768), от которого пошло название художественного течения).

Критический английский сентиментализм достигает своего пика в творчестве Оливера Голдсмита.

В 1770-х наступает закат английского сентиментализма. Прекращает существование жанр сентиментального романа. В поэзии сентименталистская школа уступает место предромантической (Д.Макферсон, Т.Чаттертон).

Сентиментализм во Франции

Во французской литературе сентиментализм выразил себя в классической форме. Пьер Карле де Шамблен де Мариво стоит у истоков сентиментальной прозы. (Жизнь Марианны, 1728–1741; Крестьянин, вышедший в люди, 1735–1736).

Антуан-Франсуа Прево д»Экзиль, или аббат Прево открыл для романа новую область чувств – непреодолимую страсть, ведущую героя к жизненной катастрофе.

Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо (1712–1778).

Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза, 1761).

Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Его Исповедь (1766–1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, где он доводит до абсолюта субъективистскую установку сентиментализма (художественное произведение как способ выражения авторского «я»).

Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737–1814), как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину – счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды о природе (1784–1787). Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини (1787). Изображая далекие моря и тропические страны, Б.де Сен-Пьер вводит новую категорию – «экзотическое», которая будет востребована романтиками, в первую очередь Франсуа-Рене де Шатобрианом.

Жак-Себастьян Мерсье (1740–1814), следуя руссоистской традиции, делает центральным конфликтом романа Дикарь (1767) столкновение идеальной (первобытной) формы существования («золотого века») с разлагающей ее цивилизацией. В утопическом романе 2440 год, сон каких мало (1770), беря за основу Общественный договор Ж.-Ж.Руссо, он конструирует образ эгалитарной сельской общины, в которой люди живут в согласии с природой. Свой критический взгляд на «плоды цивилизации» С.Мерсье излагает и в публицистической форме – в очерке Картина Парижа (1781).

Творчество Никола Ретифа де Ла-Бретонн (1734–1806), писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города (1775) рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника. Роман-утопия Южное открытие (1781) трактует ту же тему, что и 2440 год С.Мерсье. В Новом Эмиле, или Практическом воспитании (1776) Ретиф де Ла-Бретонн развивает педагогические идеи Ж.-Ж.Руссо, применяя их к женскому образованию, и полемизирует с ним. Исповедь Ж.-Ж.Руссо становится поводом для создания его автобиографического сочинения Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце (1794–1797), где он превращает повествование в некий «физиологический очерк».

В 1790-е, в эпоху Великой Французской революции сентиментализм утрачивает свои позиции, уступая место революционному классицизму.

Сентиментализм в Германии

В Германии сентиментализм родился как национально-культурная реакция на французский классицизм, в его становлении определенную роль сыграло творчество английских и французских сентименталистов. Существенная заслуга в формировании нового взгляда на литературу принадлежит Г.Э.Лессингу.

Истоки немецкого сентиментализма лежат в полемике начала 1740-х цюрихских профессоров И.Я.Бодмера (1698–1783) и И.Я.Брейтингера (1701–1776) с видным апологетом классицизма в Германии И.К.Готшедом (1700–1766); «швейцарцы» защищали право поэта на поэтическую фантазию. Первым крупным выразителем нового направления стал Фридрих Готлиб Клопшток, который нашел точки соприкосновения между сентиментализмом и германской средневековой традицией.

Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770–1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме Sturm und Drang Ф.М.Клингера (1752–1831). Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. Теоретик «Бури и натиска» философ Иоганн Готфрид Гердер критиковал «хвастливое и бесплодное образование» эпохи Просвещения, обрушивался на механическое использование классицистических правил, доказывая, что истинная поэзия – это язык чувств, первых сильных впечатлений, фантазии и страсти, такой язык универсален. «Бурные гении» обличали тиранию, протестовали против иерархичности современного общества и его морали (Гробница королей К.Ф.Шубарта, К свободе Ф.Л.Штольберга и др.); их главным героем была свободолюбивая сильная личность – Прометей или Фауст – движимая страстями и не знающая никаких преград.

В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Его роман Страдания молодого Вертера (1774) стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую.

Духом «Бури и натиска» отмечены драмы Иоганна Фридриха Шиллера.