Организация запоминания с использованием приемов мнемотехники

5 Май 2012

Организация запоминания с использованием приемов мнемотехники

Чтобы запомнить иностранное слово, нужно:

  1. Представить перевод слова.
  2. К произношению подобрать созвучное русское слово.
  3. Соединить образ перевода с образом созвучного слова.
  4. «Сфотографировать» иностранное слово.
  5. Написать иностранное слово.
  6. Проверить качество зрительного запоминания.
  7. Записать на карточку для дальнейшего повторения.

Лучше всего запоминать слова группами по 10 – 25 слов. Желательно, чтобы слова относились к одной теме, но если получится такой же «салат» как у нас, то ничего страшного не произойдет. А вот если вы  составите список слов, начинающихся с одной и той же буквы, то забывание обеспечено. Важно, чтобы рядом стоящие иностранные слова начинались с разных букв! Кроме того, обратите внимание, что сначала надо записать перевод и только потом само иностранное слово. Это тоже важный психологический момент.

Что значит: «Представить перевод слова?»

Итак, грамотно составив список слов, мы подготовились к запоминанию. А теперь приступим к усвоению метода и начинаем с чтения перевода. Читаем перевод первого слова и представляем. Можно помочь себе вопросами: «Что мне это напоминает? С чем это у меня связано? На что это похоже? Как это можно представить?» Как правило, в воображении возникает стихийный образ или поток образов. Если вы представляете сразу несколько образов на одно слово, то нужно воспользоваться только самым первым из них.

ПРАВИЛО №1. Для запоминания слова используем только первый образ, возникший в воображении

Читаем следующий перевод, т.е. слово «воспитание» и представляем его. Абстрактные слова можно представить с помощью приемов «Воспоминание», «Символ» или «Картинка». Остановимся на этих приемах подробнее.

Прием «Воспоминание» заключается в том, что мы вспоминаем сцену из прошлого, прокручивая в воображении целый «кинофильм». Возникают яркие образы, сопровождающиеся сильными чувствами, ощущениями и эмоциями. А далее, вспомнив позитивную сцену, мы выбираем из нее только один самый яркий образ, т.е. символ. Таким образом, прием «Воспоминание» включает в себя два этапа: 1) просмотр «кинофильма», 2) выделение символа.

Этот прием имеет свои плюсы и минусы. Плюсом является то, что он пробуждает воспоминания, чувства, ощущения, эмоции, что развивает воображение. Кроме того, он «оттачивает» мыслительную операцию обобщения, выделяя только один символ из «кинофильма». Минусом являются большие затраты времени.

Мы рекомендуем использовать этот прием только первое время, пока развивается воображение. В процессе практики скорость представления увеличивается и прием «Воспоминание» плавно переходит в следующий прием «Символ».

ПРАВИЛО №2. Прием «Воспоминание» переходит в прием «Символ»

Прием «Символ» сводится к тому, что абстрактное слово представляется в виде одного символа, т.е. яркого, чувственного образа. Например, слово «воспитание» у многих вызывает образ ремня.

Плюсами этого приема являются высокая скорость представления и яркость образов, что гарантирует качественное и быстрое запоминание. Мы рекомендуем использовать этот прием только после «отработки» приема «Воспоминание».

Прием «Картинка» является приемом, позволяющим создать представление, если не возникает никаких образов. Например, если вы не можете представить слово «воспитание», то можно обратиться к словарю и по определению представить значение этого слова.

Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой и проявляющиеся в общественной жизни.

ПРАВИЛО №3. Представление или «картинка» формируется по трем направлениям: место, герой, ситуация

Итак, прочитав определение слова «воспитание», начинаем формировать «картинку», отвечая на вопросы.

1)      Где проявляется воспитание? – В школе.

2)      Кто является воспитанным? – Я.

3)      В какой ситуации проявляется воспитанность? – Поведение в коридоре.

А теперь по этим ответам представляем, как мы в школе спокойно ходим по коридорам, а вокруг нас все бегают, кричат и дерутся.

Обратите внимание, что мы не ставили перед собой задачи точно запомнить все определение слова «воспитание», мы только представили значение этого слова.

Что значит: «К произношению подобрать созвучное русское слово?»

К произношению (звучанию иностранного слова) подбирается похожее русское слово при помощи приемов «Созвучие», «Суждение», «Реплика», «Согласные буквы», «Часть», «Рифма».

ПРАВИЛО №4. Вслух можно произносить только иностранные слова, а созвучные русские слова – только про себя

Что значит: «Соединить образ перевода с образом созвучного слова?»

Мнемотехника – это система приемов и способов, облегчающая запоминание и воспроизведение.

Другими словами, это система, позволяющая не только запомнить то, что нужно, но и вовремя это вспомнить! Особенность памяти длительное время сохранять яркие образы была замечена еще в древности, поэтому мнемотехника основана на развитии образного мышления. Она включает в себя 1) приемы, позволяющие представить информацию в виде образов, 2) способы соединения этих образов и 3) техники запоминания большого объема точной информации.

Соединение слов, или по-другому, ассоциация, является «языком» мозга. Чтобы запомнить информацию, мозг «постоянно соединяет» известное с неизвестным.  И чтобы научиться управлять процессом запоминания, нужно уметь соединять образы. Как говорил У.Джемс: «Искусство хорошей памяти – это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить».

Итак, как же соединять образы?

Есть два варианта соединения образов:

1) образы можно соединить смешным, необычным рассказом (метод «Рассказ»);

2) образы можно соединить только зрительно, наложив, как бы наклеив, друг на друга (метод «Наклейка»).

Общим для этих двух вариантов является то, что образы нужно совместить так, чтобы они образовали единый контур.

Кроме того, важно одновременно удерживать этот единый контур в воображении и произносить вслух несколько раз иностранное слово. Запомните, что нельзя ни в коем случае произносить вслух созвучное слово или перевод. Мы произносим вслух только иностранное слово!

 

ПРАВИЛО №5. Образы нужно соединить так, чтобы они образовали единый контур, и одновременно произнести вслух иностранное слово

 

Преимуществом метода «Рассказ» является то, что он развивает воображение и творческие способности. А вот его недостатком является то, что скорость соединения образов довольно низкая (10-15секунд на соединение). Метод «Рассказ» является первой ступенью развития воображения и его рекомендуется применять «новичкам». Что касается метода «Наклейка», то он соответствует более высокой скорости запоминания (3-6 секунд) и его применяют «мастера мнемотехники». Хотя, бывает и так, что «новичок» легко справляется с методом «Наклейка», поэтому попробуйте оба метода, а потом выберите тот, который больше понравится.

А теперь давайте потренируемся и соединим образы одного и того же слова разными способами. Сначала соединим образы методом «Рассказ».

Возьмем, например, слово воротник – (коль) – col. Прочитали про себя перевод и  представили воротничок детской одежды. Далее этот образ создает «картинку» по закону МГС (место, герой, ситуация) или вызывает воспоминание. Чаще всего, применяя метод «Рассказ», приходится сознательно формировать «картинки», поэтому мы воспользуемся именно приемом «Картинка». Итак, представляем место – детский сад, героя – себя, а ситуацию нам «подскажет» созвучное слово. Теперь читаем про себя созвучное слово – кола и «заканчиваем формирование картинки», т.е. представляем, как «Мы в детском садике проливаем Кока-колу на воротнички детской одежды. Мы чувствуем вкус колы, ощущаем прохладную струйку, стекающую по шее, трогаем мокрое пятно на воротничке, слышим «бульканье» пузырьков».

Одним словом, мы не просто механически соединяем образ воротничка с образом колы, а сопровождаем этот процесс разными ощущениями, чувствами, эмоциями. В результате, эти образы становятся яркими и необычными, а, значит, запомнятся сами собой, т.е. непроизвольно. Желательно, чтобы рассказы, придуманные вами, были смешными. А далее, удерживая эту «картинку» в воображении произносим вслух несколько раз слово «col».

Обратите внимание, что первое время необходимо создавать «качественные картинки», т.е. сознательно вызывать чувства, ощущения, эмоции, и произносить иностранное слово вслух несколько раз. Не расстраивайтесь, что поначалу у вас будет уходить на запоминание одного слова 2-3 минуты, это вполне естественно. Зато постепенно навык автоматизируется, и на запоминание одного слова вы будете тратить всего 10-30 секунд! Под выражением «автоматизация навыка» мы имеем в виду то, что иностранные словами будут запоминаться сами собой, без всяких усилий. Ваши глаза просто пробегут сначала по переводу, потом по иностранному слову, мозг сам соединит образы, вот и все, вы запомнили слово!

Теперь воспользуемся методом «Наклейка». Читаем про себя перевод слова и представляем воротничок детской одежды. Затем читаем про себя созвучное слово – кола и «наклеиваем» этот образ на воротничок. Обратите внимание, что мы специально не вызываем ощущения, чувства и эмоции. Процесс соединения образов проходит как бы механически. На самом же деле любой образ вызывает мимолетные ощущения, которые мы просто не замечаем.

Удерживая в воображении единый контур, одновременно произносим вслух 2-3 раза слово «col». Первое время мы рекомендуем произносить слово несколько раз, а потом будет достаточно лишь одного раза.

Что значит: «Сфотографировать» иностранное слово?»

Многие люди считают достаточным знание перевода и произношения иностранного слова и не хотят запоминать еще и написание этого слова. Дело в том, что графическое изображение слова является обязательным условием точного и качественного запоминания.

Важным моментом является то, что в процессе запоминания вы должны читать вслух, правильно произнося слово. Ни в коем случае недопустимо читать иностранное слова по буквам, т.е. неправильно произносить слово. В противном случае, вы запомните правописание, а произносить будете неверно.

ПРАВИЛО №6. Читайте слово вслух, следя за правильным произношением

Только после безошибочной записи слова можно переходить к следующему пункту метода.

«Проверить качество зрительного запоминания»

Если вы сможете без ошибок написать иностранное слово, то запомнили правильно его написание. Если же вы допустили ошибку, то вернитесь к предыдущему пункту и еще раз выполните его.

Что значит: «Записать на карточку для дальнейшего повторения?»

Итак, мы запомнили перевод, произношение и написание некоторых слов. Остался последний этап. Суть его состоит в том, что нужно записать на желтую карточку с одной стороны перевод, а с другой – иностранное слово. (Обратите внимание, что транскрипции здесь нет). Запишите все выученные слова на отдельные карточки, перемешайте их и проверьте качество запоминания. Лучше всего повторять карточки сразу же после запоминания. Сначала читайте иностранные слова и вспоминайте их переводы, а потом читайте переводы и вспоминайте иностранные слова. Приучите себя использовать свободное время для тренировок, повторяйте слова по карточкам, а еще лучше без них, по памяти. Составляйте с выученными словами различные словосочетания, фразы, предложения, диалоги, короткие рассказы.

(Васильева Е.Е., Васильев В.Ю. Секреты запоминания слов и неправильных глаголов английского языка)

Комментирование отключено.
50
0,266